«Вначале мужчины пили водку, за ужином – вино, мадеру, херес, больше всего Санторинское, донские вина, дамам подавали Кизлярское или Прасковейское. Вкушали неполную рюмочку. До ужина подавали пунш, состоял он из трети кипятка с сахаром и лимоном, в который подливали ром. Такие пунши гостям бесконечно приносили и приносили», – добавила краевед, рассказывая о рождественских угощениях на столах жителей Нахичевани.
Чем больше угощений сменялось на праздничном столе, тем богаче считалась семья, тем больше потом гости положительно отзывались о праздничной трапезе.
Официально было четыре дня выходных, но по факту
многие горожане праздновали не меньше двух
недель, а то и почти целый месяц. Так, в
рождественскую ночь отправлялись колядовать, а
утром – в церковь на богослужения. Церковные
традиции были тесно связаны со светскими.
«Ростовцы обязательно навещали друзей и
родственников. За день, как правило, успевали
посетить несколько домов, везде поднимали тосты в
честь праздника и угощались праздничными
блюдами. На протяжении всех праздников в богатых
и знатных семьях устраивали званые обеды,
пышные балы и маскарады», – пояснила Оксана
Мордовина.
По ее мнению, не менее яркими, чем в Ростове, были семейные вечера в Нахичевани-на-Дону, которая долгое время была отдельным городом, а не частью Ростова. Армяне очень чтили семейные традиции, которые они привезли с собой еще из Крыма, переселяясь на Дон. Часто в их домах, как, в прочем, и у ростовцев, можно было услышать семейные оркестры. Однако если у жителей Ростова на столах были по большей части европейские блюда, как в Москве и Санкт-Петербурге, то у нахичеванцев можно было встретить угощение с необычными для современного человека названиями. Например, помимо рыбного холодца, жареной и вареной рыбы были кубати (губаты) – пироги из сорока листов теста, начиненные рыбой.